Уточнение правил спецоценки рабочих мест

Порядок проведения специальной оценки условий труда дополнен новыми правилами, большая часть которых вступила в силу с 1 мая. Теперь работники могут обращаться к работодателю и вносить предложения о проведении специальной оценки на своих рабочих местах для выявления потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Работодатель должен направить эти предложения организации, которая проводит спецоценку. Ее же нужно уведомить и о подписании работодателем отчета о проведенной специальной оценке.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке) дополнен рядом новых положений, касающихся проведения спецоценки рабочих мест. Эти изменения внесены Федеральным законом от 01.05.2016 № 136-ФЗ (далее – Закон № 136-ФЗ). Специальная оценка условий труда в организации (далее – спецоценка) осуществляется сторонней организацией по заказу работодателя. В ходе спецоценки анализируются условия труда работников на отдельных рабочих местах. Цель спецоценки – выявление вредных и опасных производственных факторов, влияющих на работника (ч. 1 ст. 3 Закона о спецоценке). Основные поправки действуют с 01.05.2016.

Работники могут инициировать выявление вредных факторов

С 01.05.2016 работники могут обращаться к работодателю с предложениями по выявлению на своих рабочих местах потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Ранее такого права не было. Соответствующее изменение внесено в пункт 2 части 1 статьи 5 Закона о спецоценке.

При этом работодателей обязали сообщать о таких предложениях работников организации, проводящей оценку условий труда. Это следует из новой редакции пункта 2 части 2 статьи 4 Закона об оценке (п.п. 1, 2 ст. 2 Закона № 136-ФЗ).

Определены полномочия эксперта, проводящего оценку

Статья 10 Закона о спецоценке дополнена частью 8, которая позволяет эксперту, проводящему спецоценку (пп. «б» п. 4 ст. 2 Закона № 136-ФЗ):
изучать документацию, характеризующую технологический процесс, используемое на рабочем месте производственное оборудование, материалы, сырье;
изучать документацию, регламентирующую обязанности работника, занятого на конкретном рабочем месте;
обследовать рабочее место;
знакомиться с работами, фактически выполняемыми работником;
проводить иные мероприятия согласно методике проведения спецоценки.
Напомним, что ранее конкретные права эксперта при определении перечня в законе не приводились. Указывалось лишь, что эксперты проводят исследования (испытания) и измерения, по результатам которых дают оценку условиям труда (ч. 3 ст. 12 Закона о спецоценке).

Уведомление организации, проводившей спецоценку, об утверждении ее отчета

По общему правилу (ч. 1 и 2 ст. 15 Закона о спецоценке) результатом оценки рабочих мест специализированной организацией является отчет. Этот документ направляется работодателю для подписания и утверждения членами комиссии, создаваемой работодателем.

С 01.05.2016 на работодателя возложена новая обязанность. В течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом организацию, проводившую спецоценку. Направить такое уведомление можно любым доступным способом, позволяющим получить подтверждение такого уведомления адресатом (например, передать с курьером под подпись ответственного лица, направить по почте с уведомлением о вручении и т. д.).

Кроме того, необходимо направить в ту же организацию копию отчета о проведении оценки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. Статья 15 Закона о спецоценке дополнена соответствующей частью 5.1 (пп. «в» п. 8 ст. 2 Закона № 136-ФЗ).

Изменены сроки проведения внеплановой спецоценки

Ранее действовал единый срок проведения внеплановой оценки условий труда – шесть месяцев со дня наступления основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона о спецоценке). С 01.05.2016 для отдельных случаев срок проведения внеплановой проверки увеличен до 12 месяцев (пп. «б» п. 9 ст. 2 Закона № 136-ФЗ). К ним относятся:

ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
изменение технологического процесса или замена производственного оборудования).
Эта же статья дополнена частью 4, согласно которой если внеплановая оценка проводится на основании пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о спецоценке (то есть на основании предписания инспектора труда), на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников на рабочих местах, в отношении которых проводится оценка (пп. «в» п. 9 ст. 2 Закона № 136-ФЗ).

Оснований для проведения внеплановой проверки стало больше
Основания для прекращения действия декларации соответствия условий труда требованиям охраны труда и проведения внеплановой спецоценки перечислены в части 5 статьи 11 Закона о спецоценке. Такими основаниями являются:

несчастный случай на производстве (кроме несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц);
выявление у работника профессионального заболевания, причиной которого явилось воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов.
С 01.05.2016 поводом для прекращения декларации и проведения внеплановой оценки может также стать выявление в ходе проверки трудовой инспекцией нарушений государственных требований охраны труда (пп. «б» п. 5 ст. 2 Закона № 136-ФЗ).

Добавлены условия, при которых внеплановая спецоценка не проводится
Статья 17 Закона о спецоценке дополнена нормой, согласно которой внеплановая оценка может не проводиться:

в случае изменения Ф.И.О. работодателя-ИП;
реорганизации работодателя-юридического лица;
изменения рабочего места.
Внеплановая спецоценка не проводится, если перечисленные события не создали оснований для внеплановой оценки, предусмотренных пунктах 3 – 5 и 7 части 1 статьи 17 Закона о спецоценке (пп. «г» п. 9 ст. 2 Закона № 136-ФЗ). Причем решение о непроведении внеплановой спецоценки должно приниматься комиссией, которую созывает работодатель. Эта норма также вступила в силу с 01.05.2016.

Ранее статья 17 Закона о спецоценке содержала только перечень оснований и сроков проведения внеплановой спецоценки.

Однако Минтруд России в письмах отмечал, что внеплановая проверка не проводится, если происходит реорганизация (письмо от 24.04.2015 № 17-3/В-215), меняются наименование и реквизиты работодателя (письмо от 21.05.2015 № 15-1/ООГ-2852 и др).

Обновлены правила передачи результатов спецоценки
По общему правилу сведения об итогах оценки предоставляются в Минтруд России организацией, проводившей спецоценку в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета об оценке (ч.ч. 1, 3 ст. 18 Закона о спецоценке). Порядок подачи таких сведений утвержден приказом Минтруда России от 03.11.2015 № 843н.

Сведения перечислены в части 2 статьи 18 Закона о спецоценке. Это, например, класс (подкласс) условий труда на рабочем месте и в отношении каждого вредного и (или) опасного производственного фактора. С 01.05.2016 необходимо указывать не только сам класс (подкласс), но и информацию о его снижении (если оно имело место) на основании оценки эффективности средств индивидуальной защиты работников. Кроме того, введен новый вид сведений, которые необходимо передавать в Минтруд. Это сведения о принятии федеральным органом исполнительной власти решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативам. Об этом говорится в новом п. «и» ч. 2 ст. 18 Закона о спецоценке (пп. «б» п. 10 ст. 2 Закона № 136-ФЗ).

Как следует из новой редакции части 1 статьи 18 Закона о спецоценке, с 01.05.2016 в информационную систему передаются все необходимые сведения, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Ранее такого исключения в законе не было.

Декларирование соответствия условий труда государственным нормативам
По общему правилу, действовавшему до 01.05.2016 (ч. 1 ст. 11 Закона о спецоценке), декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда могла оформляться и подаваться работодателем только в тех случаях, когда опасные факторы на рабочих местах не выявлены. Согласно новому правилу декларация может быть оформлена также в тех случаях, когда условиям труда присвоен класс вредности «оптимальный» или «допустимый» (пп. «а» п. 5 ст. 2 Закона № 136-ФЗ). Исключение составляют рабочие места, указанные в части 6 статьи 10 Закона о спецоценке. В отношении этих рабочих мест идентификация вредных и опасных факторов не осуществляется.

Если на дату 01.05.2016 декларация соответствия уже была оформлена и подана, однако у работодателя есть рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать уточненную декларацию, указав в ней данные рабочие места (ч. 1, 4 ст. 3 Закона № 136-ФЗ).